+7 (495) 790-95-23
E-mail:

Музей ювелирного промысла

Красносельский ювелирный промысел - Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусстваКрасносельская земля богата историческими и художественными традициями. В течение нескольких столетий здесь развивался ювелирный промысел. Археологические находки X - XIV веков (Дурасовское городище в 5 км от Красного) свидетельствуют о древнем ремесле. В большом количестве были найдены женские украшения. Именно такой характер находок позволяет считать этот поселок "ремесленным", где основным занятием жителей было ювелирное дело

Кроме названного производства, в Красном и Сидоровском занимались и ризочеканным делом. В конце XVII века, с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей, красноселы стали выполнять оклады в технике чеканки. В конце XVII века в с. Сидоровском была открыта ризочеканная мастерская. В государственном историческом музее в Москве и Костромском музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788). В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города.

Красносельский ювелирный промысел - Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства
В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в с. Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. В 1904 г. класс технического рисования был преобразован в учебное заведение более высокого типа - художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Для мастерской было построено двухэтажное кирпичное здание. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно - филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань.

Это скань - крученая серебряная, золотая, мельхиоровая проволока, позволяющая создавать почти невероятные по сложности и красоте орнаменты. Скань - лицо и символ Красного села, его гордость, его чудо. Приезжайте, смотрите, восхищайтесь!

В 1913 году при учебной мастерской создается артель ювелиров-художников, состоящая из выпускников.

Красносельский ювелирный промысел - Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства
С конца 50-годов начинается новый этап в развитии ювелирного производства в Красносельском крае. Именно тогда техника филиграни получила наиболее широкое распространение. К этому времени бывшая артель "Красный кустарь" преобразована в ювелирную фабрику, затем ювелирный завод, и из скани создаются самые разнообразные изделия - от традиционных во все времена серег-калачей, до крупных ларцов, ваз, винных наборов, портсигаров и т.д.

Около пяти тысяч специалистов для ювелирной промышленности и декоративно-прикладного искусства подготовило Красносельское училище художественной обработки металлов, единственное в стране среднее специальное учебное заведение подобного профиля, которому в 2004 году исполняется 100 лет.

В 2004 году исполняется двадцать один год Красносельскому музею ювелирного и народно-прикладного искусства. Красносельский музей - единственный такого направления в стране. В его залах размещаются две постоянно действующие экспозиции. Это культовое литье: оклады, иконы, складни, кресты, выполненные в технике старообрядческого литья. Наиболее интересна экспозиция современных красносельских ювелиров-художников 70-90-х годов. Посетители смогут увидеть здесь самые разнообразные женские украшения, вазы, сувениры, изделия посудной группы. Эти экспонаты были и остаются своеобразным гимном России. В них - узоры её полей, переливчатость берёз, волшебство морозной графики. Богато украшенные сканью, зернью, расписной эмалью, гравировкой, чеканкой, поделочными камнями, они вобрали в себя талант, умение и неистощимую фантазию многих поколений ювелиров.